Свежий номер


№ 70 (1550) 20 сентября 2017 г.

Рубрики





Афиша-Т

Маршруты
Коломны

Частные объявления
Товары и услуги

все новости Дважды юбилейный год№ 50 (1530) 11.07.2017 г.

В 2017-м отмечается не только 840-летие Коломны, но и 20-летие газеты «Вопрос – Ответ»

Празднование двух столь знаменательных дат натолкнуло нас на мысль «отлистать» назад историю не только Коломны, но и нашего издания, познакомив современных читателей с материалами, опубликованными в газете «Вопрос – Ответ» 20 и чуть менее лет назад.

Из них можно не только узнать, чем жил и дышал город в то время, но и вспомнить, какой была Коломна и ее жители в разные годы ХХ века. Понятно, что сегодня многих героев тех публикаций 20-летней давности уже нет в живых, а кто-то из тех, о ком мы писали два десятка лет назад, давно сменил профессию или продвинулся по карьерной лестнице. Кардинальные изменения претерпел и городской пейзаж. Но тем интереснее сегодня окинуть взглядом то давно ушедшее в прошлое время, чтобы просто узнать, вспомнить, оценить, сравнить…

 

 

 

 

 

 

Уникальный мост

«Помню, года два назад мой дедушка (к сожалению, он недавно умер) рассказывал о том, что через Оку у станкозавода стоял красивый деревянный мост. Но я тогда не придала значения этому. А вот на днях с подругами побывала на высоком берегу Оки у ЗТС, но ничего от бывшего моста не увидела. Не могли бы вы рассказать о нем?»

В. Артамонова

На вопрос отвечает ветеран педагогического труда А.А. Авдеева:

– Да, действительно, когда-то у ЗТС начинался мост через реку Оку. К нему из Голутвина можно было проехать по Бочмановскому шоссе (так одно время назывался нынешний Окский проспект).

Мост был длинным, километра полтора. В реке стояло 6 ряжевых (ряж – сруб из бревен, заполненный камнем или песком) устоев, на которых держались семь пролетов с арками. И на правом низком берегу было сделано 9 опор и образовано 9 пролетов без арок.

Этот уникальный деревянный мост был построен в тяжелом 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. И стали его сооружать по специальному постановлению Совнаркома СССР, как тогда называлось правительство страны.

Строительство было завершено в короткий срок – в течение четырех месяцев, хотя подготовительные работы велись десять месяцев. В них участвовали жители Коломны и Коломенского района, а также несколько строительных батальонов.

В апреле 1943 года мост был принят в эксплуатацию. И после испытаний перед Первым мая машины пошли по нему.

Деревянный мост простоял до 1952 года. После того, как был построен металлический мост у Щурова (он действует до сего дня), деревянный разобрали. 

«В – О» № 14 от 2.04.1998 г.

 

Именем Пушкина

«В будущем году мы отметим 200-летие со дня рождения гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина. В Коломне в честь него названа улица и школа. А с какого времени они так именуются?»

И. Николаева

Отвечает ветеран педагогического труда А.А. Авдеева:

– 8 февраля 1937 года состоялось заседание президиума Коломенского совета депутатов трудящихся. Вторым в его повестке дня стоял вопрос «Об ознаменовании 100-летия со дня смерти величайшего русского поэта А.С. Пушкина». После обмена мнениями было принято решение из двух пунктов.

1. Переименовать улицу Пятницкую в улицу Пушкинскую.

2. Удовлетворить ходатайство педколлектива и учащихся городской средней школы № 7 о присвоении ей имени А.С. Пушкина.

Так что уже 61 год в нашем древнем городе улица и школа носят имя Александра Сергеевича Пушкина. Улица небольшая, начинается у Пятницких ворот кремля и заканчивается у городских бань.

Школа с 1937 года располагалась в доме № 13 на улице Пушкина, а с середины 60-х годов – в доме № 11 на улице Зайцева (здесь долгие годы находился педагогический институт).

 «В – О» № 17 от 22.04.1998 г.

 

Пик Березняка

«55 лет назад, 23 марта 1943 года, погиб летчик-испытатель первого в нашей стране реактивного самолета Григорий Яковлевич Бахчиванжи. Слышал, что конструктором этого самолета был наш земляк. Так ли это?»

К. Соломатин

Действительно, конструктором самолета БИ-1 был наш земляк Алексей Яковлевич Березняк (1912–1974). Он был ведущим конструктором этой уникальной машины, а ракетный двигатель создал Алексей Михайлович Исаев. По начальным буквам фамилий этих конструкторов и был назван созданный ими первый советский самолет без винта – БИ.

А.Я. березняк родился в семье земского агронома в селе Бояркине Коломенского уезда. В 1938 году окончил Московский авиационный институт.

Первый полет на БИ-1 летчик Г.Я. Бахчиванджи совершил 15 мая 1942 года. После каждого полета конструкторы дорабатывали машину. 27 марта 1943 года Бахчиванджи отправился в седьмой испытательный полет на БИ. В этот день он проник в ту область аэродинамики, куда еще не дошли аэроэкспериментаторы. Летчик погиб, так как самолет с горизонтального полета неожиданно пошел в пикирование, из которого не смог выйти. Лишь много позже стало ясно, что самолет «влез в кризис», то есть возник огромный пикирующий момент, с которым летчик не смог справиться. Такое явление могло быть только при скорости 800–900 километров в час. Бахчиванджи достиг ее. Это явление затягивания самолета в пике на больших скоростях много позже обнаружили и изучили летчик-инженер А.Г. Кочетков, другие испытатели. После войны А.Я. Березняк еще несколько лет занимался созданием самолетов с ракетными двигателями, в 50-е годы создал крылатую ракету, которая вошла в ракетную систему к-10.

За большие заслуги доктору технических наук А.Я. Березняку были присуждены Ленинская и Государственная премии, он награжден тремя орденами и пятью медалями. На Памире в честь выдающегося конструктора одна из труднодоступных вершин носит название «Пик Березняка».

 «В – О» № 19 от 6.05.1998 г.

 

Замёрз рядовой Лопухов в… бане

«Еще в детстве слышала о таком диком случае, что якобы в селе Протопопове в бане замерз человек, солдат какой-то воинской части, которая там была расквартирована. Могли бы вы об этом рассказать?»

И. Черепнина

На вопрос отвечает ветеран педагогического труда А.А. Авдеева:

– Был такой вопиющий случай в январе 1880 года. Тогда в селе Протопопове располагался 1-й эскадрон 13-го уланского Владимирского полка. 15 января, около 12 часов дня, командир этого эскадрона ротмистр Заболоцкий зашел в конюшню и увидел, что лошадь рядового Лопухова плохо вычищена. Он приказал вахмистру привести Лопухова. Учить ротмистр стал своеобразно: сразу же ударил рядового по лицу и приказал вахмистру бить провинившегося. После того, как рядовой Лопухов был сильно избит по приказанию ротмистра, его посадили на шесть дней под арест в одну из холодных бань. В 10 часов вечера вахмистр приказал одному из рядовых отнести Лопухову шинель, так как арестованный был посажен в промерзшую баньку в одном форменном полушубке. Однако шинель Лопухову не понадобилась: он был мертв – замерз.

Об этом из ряда вон выходящем случае говорится в донесении начальника московского губернского жандармского управления, которое хранится в Государственном архиве в Москве (бывший Центральный государственный архив Октябрьской революции).

 «В – О» № 22 от 27.05.1998 г.

 

 

 

 

 



Комментарии:

Комментировать

Имя (обязательно)
Пароль (не обязательно, при введении пароля произойдет автоматический вход на сайт)

Введите код с картинки