"Русская актриса" Вия Артмане стала в родной Латвии "чужой среди своих"



"Русская актриса" Вия Артмане стала в родной Латвии "чужой среди своих"
Перед ее красотой преклонялись мужчины. Ее таланту завидовали женщины. Когда она появлялась на экране, латыши гордо говорили: «Смотрите, это наша!». Но из-за ее любви к России всенародное признание позже сменилось ненавистью. «Экспресс-Новости» изучили непростую биографию артистки.



Блеск на сцене, слезы дома


Этого много позже Вия Артмане будет играть королев. А родилась она… пастушкой. Ее семья батраков с маленького латвийского хутора, рано лишившаяся отца-кормильца, выживала как могла. Так что, будущая «королева» одновременно со школой постигала и премудрости пастушьей жизни. Но Вия вырвалась из сельской нищеты. После Великой Отечественной она поступила в актерскую студию Художественного театра (нынче театр «Дайлес») в Риге, окончив ее в 1949 году и отдав ему впоследствии почти полвека своей жизни.

Однако, блиставшая на сцене под овации зрителей, по возвращению домой Артмане окуналась в другой мир. Вия не афишировала свою личную жизнь – но кое-что все-таки прорывалось на суд общественности. Супруг Вии, актер Артур Димитерс, часто прикладывался к рюмке и во хмелю бывал буйным. Однако, несмотря на скандалы и даже рукоприкладство мужа, Вия не хотела разрушать семью. Правда, на сцене супруги находили в себе силы играть на едином дыхании и, когда это требовалось по сценарию, составляли идеальный дуэт. Например, в пьесе «Елизавета Английская» они играли вместе до самой смерти Артура в 1986-м.

Много позже Вия называла это замужество самой большой ошибкой в своей жизни, признавшись, что вышла замуж за Артура не по любви. Причиной был… шантаж будущего мужа. Тогда актриса любила одного молодого скульптора - но к тому времени уже известный и довольно влиятельный Артур Димитерс положил на Вию глаз и сделал ей предложение. И пригрозил – в случае отказа он сделает все, чтобы ей была закрыта дорога к сцене. Сквозь душевную боль и слезы в подушку Артмане выбрала карьеру и брак с нелюбимым человеком, о чем потом жалела всю жизнь.

Другая любовь?


Когда-то Вие народная молва приписывала роман с актером Евгением Матвеевым. Их экранная любовь в фильме «Родная кровь» 1963 года казалась такой настоящей, что актеров чуть не «поженила» по-настоящему. В своей манере Артмане не позволяла никому лезть в свою линчую жизнь и почти ничего не рассказывала об этом. Тем более, после совместной работы судьба развела их на долгие годы.

Но люди упорно считали, что дыма без огня не бывает. Даже ходили сплетни, что дочь Вии – Кристина – на самом деле рождена от Матвеева. Якобы она сама позже рассказывала об этом своим уже взрослым детям. Тем не менее, Евгения Матвеева после «Родной крови» не было ни в судьбе Вии, ни в жизни ее семьи. В последний раз эти двое увиделись в 2002 году в Доме актера, где проходил вечер в честь Артмане. Тогда актер признался Вии, что тяжело болен и что дни его сочтены. В 2003-м его не стало.

"Русская актриса" Вия Артмане стала в родной Латвии "чужой среди своих"




У разбитого корыта


Во времена СССР Вией Артмане гордилась вся Латвия – от простых трудяг, до высших чиновников. Она была вхожа в самые высокие кабинеты, ее посылали на различные съезды и симпозиумы от лица советской Латвии, каждый раз подчеркивая ее принадлежность к этой маленькой прибалтийской республике.

Надо сказать, что Вия нередко пользовалась своими высокими знакомствами, чтобы помочь… другим. То кому-то просила выделить квартиру, то помочь с ремонтом в старом доме, то кого-то спасала от несправедливого начальника. Знаменитой актрисе местные чиновники отказывали редко. А некоторые даже рады были заслужить ее расположение, не глядя подписывая документ, до этого долгие месяцы пылившийся под сукном.

Но вот развалился Советский Союз. Латвия стала отдельным государством и Артмане перестала быть «лицом» республики, мгновенно превратившись в «российскую» актрису и фактически оставшись без работы. А позже и без жилья.

Чужая среди своих


В 1994 году квартиру, в которой долгие годы жила актриса, потребовал вернуть живший за границей родственник бывшего хозяина жилища. Однажды он постучал в двери к Артмане и объявил, что она должна покинуть помещение в течение нескольких дней. Так Вия на себе испытала действовавший в Латвии закон о реституции, по которому недвижимость передавалась тем, кто владел ею до 1940 года.

Актриса пошла по инстанциям, надеясь на помощь чиновников, многих из которых знала лично по советским еще временам. Тем более, она считала, история с появлением родственника бывшего владельца квартира темная, а его документы смахивают на «липовые». Однако Вие повсюду грубо отказывали, где-то намекая, а где-то прямо говоря про ее любовь к России. Актриса даже положенного по закону жилья взамен отобранного не добилась. И свои дни заслуженной артистке СССР и Латвии пришлось доживать на дочкиной даче в сорока километрах от Риги.

Худрук Малого театра Юрий Соломин говорил, что все эти действия против Вии были местью за то, что она представляла на международной арене огромную страну, которая теперь стала для новой Латвии врагом номер один. Когда-то в фильме Валерия Тодоровского «Катафалк» Вия Артмане сыграла женщину, которая со временем потеряла все, что у нее было в жизни: и власть, и красоту, и деньги. Эта роль стала для нее пророческой. Скоро это случилось и с ней. Потом два подряд инсульта, инфаркт, и, наконец, рак… К концу жизни в родной стране о ней почти забыли, а она до конца своих дней мечтала еще хотя бы раз выйти к публике.

"Русская актриса" Вия Артмане стала в родной Латвии "чужой среди своих"


Уже борясь с неизлечимыми болезнями, Артмане сумела сыграть две последние кинороли в России, любовь к которой позже поставят ей в вину на родине: в фильмах «Каменская. Игра на «чужом поле» (2000 г.) и Екатерину II в фильме «Золотой век», словно прощаясь со зрителями по-королевски.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года. Она сыграла десятки ролей в кино и на сцене. Но в театре, которому Вия Артмане посвятила почти полвека, нет ни одной ее фотографии.
#Биография #Знаменитость #Актриса #Кино #Карьера