«Сказочный» этап образования: зачем сочинать свою сказку?



«Сказочный» этап образования: зачем сочинать свою сказку?


Бывает, нам не удается решить проблему, как бы мы ни старались рассуждать логически. Когда рациональное левое полушарие бессильно, на помощь приходит творческое правое. Один из эффективных способов работы с ним — сказкотерапия. Что это за метод и как он помогает решить, казалось бы, нерешаемую проблему, рассказывает психолог Елена Мкртычан.




Сначала она была основным источником информации, позволяла передавать знания о жизни, хранить историю. Потом стала инструментом, который помогает детям гармонично развиваться, как умственно, так и эмоционально. В сказках можно найти и объяснение физических законов, и архетипы человеческих характеров, и всевозможные варианты конфликтов и семейных ситуаций, и типы поведения в них.
Если ребенок пропускает «сказочный» этап образования, у него не формируется собственный жизненный алгоритм, а на его отношение к жизни начинают влиять взрослые установки, зачастую субъективные.

Дети, которым не читали сказок, в группе «риска». Вырастая, любую проблему они пытаются решить разумно, логически, используя стандартные ходы и приемы и игнорируя интуитивный правополушарный потенциал, способность действовать творчески, вдохновенно, по наитию. Они не живут, а все время что-то героически преодолевают.

Левое полушарие ищет всему объяснение и не признает чудес. А правое признает — и притягивает их

Они не дают волю воображению, а ведь все, что можно придумать и представить, можно и осуществить. Причем не в воображении, а в реальности. Левое полушарие ищет всему объяснение и не признает чудес. А правое полушарие признает. И, более того, умеет их осуществлять и даже вызывать и притягивать.

Правое полушарие оперирует нелогичными обстоятельствами, да так, что левое не успевает это отследить и зафиксировать. «Как у тебя получилось?» — недоумевает разумное левое полушарие. «Каким-то чудом!» — отвечает правое, хотя это ничего не объясняет. Тем приятнее столкнуться с «чудесными» результатами правополушарной работы, объяснимыми с точки зрения нейрофизиологии и психологии.

Зачем писать свою сказку



Когда мы придумываем сказку по всем правилам, с помощью знакомых с детства образов, то запускаем алгоритм собственного кодового мышления, которое задействует наши сильные стороны, весь мыслительный и эмоциональный потенциал.

Это мышление дано нам от рождения, оно свободно от стереотипов, навязанных воспитанием, «взрослой» логикой, родительскими установками, традициями. Запуская и используя в дальнейшем этот алгоритм, мы учимся выходить из жизненных тупиков.
Вспомните: наверняка вы или ваши знакомые когда-нибудь попадали в заколдованный круг. Несмотря на все усилия, череда неудач никак не обрывалась, все повторялось снова и снова...

Классический пример — когда «и умница, и красавица» остается в одиночестве. Или, например, все предпосылки, и ум, и образование, и талант, налицо, а подходящую работу найти не получается. А кто-то случайно оказывается в нужное время в нужном месте, встречает в коридоре однокурсника — и помощь приходит с неожиданной стороны и без особых усилий. Почему?

Это может значить, что мы склонны все усложнять, пускать в свою жизнь лишних персонажей, предпринимать ненужные усилия

Те, кому не везет, жалуются: «Я же все правильно делаю! Выкладываюсь по максимуму!» А просто нужная «кнопка» в мозгу не включена и, даже делая «все правильно», мы что-то упускаем, недожимаем и в результате не получаем того, чего хотим.

Если проблема не решается на уровне логики, время подключить правое полушарие. Написанная нами сказка обнаруживает те коды, кнопки и рычаги, которые мозг использует при преодолении препятствий, в решении проблем, в строительстве отношений. Мы начинаем видеть больше возможностей, перестаем их упускать, вырываемся из того самого заколдованного круга. Этот алгоритм начинает работать на бессознательном уровне.




Мы как бы набираем код — и сейф открывается. Но для этого код должен быть подобран правильно, сказка написана стройно, логично, без искажений.

Сделать это сложно, особенно с первого раза. Мы то и дело сбиваемся на стереотипы, теряем нить повествования, придумываем второстепенных персонажей, которые не играют особой роли. А еще постоянно включаем логику, пытаемся рационализировать то, что должно оставаться волшебным.

Это может значить, что и в реальной жизни мы склонны излишне рефлексировать, все усложнять, пускать в свою жизнь лишних персонажей, предпринимать ненужные усилия.

Но когда сказка все это выявляет, с этим уже можно работать.

Пишем сказку: инструкция для взрослых



1. Придумайте сказочный сюжет, перипетии которого будут понятны 5-6-летнему ребенку.

Это возраст, когда абстрактное мышление еще не сформировано, ребенок воспринимает информацию о мире через зрительные образы. А лучше всего они представлены в сказочных историях, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, цельный образ мира.

2. Начните с классической фразы («Жили-были...», «В некотором царстве, некотором государстве»), отвечающей на вопрос, кто действующие лица сказки.

3. Не усложняйте образы героев: они должны быть представителями либо добра, либо зла.

4. Следите за логикой развития сюжета и причинно-следственными связями. Когда в сказке свершается зло, должно быть понятно, кто, как и зачем его совершает. Логическая стройность сюжета соответствует стройности наших мыслительных операций. А добившись ее, мы добьемся и жизненных целей.

5. Помните, что один из основных двигателей сказочного сюжета — волшебство, чудо. Не забывайте применять нелогичные, нерациональные, сказочные сюжетные ходы: «вдруг из-под земли выросла избушка», «она взмахнула волшебной палочкой — и царевич ожил». Используйте волшебные предметы: клубок, гребень, зеркальце.

Если бы вашу сказку слушал ребенок, выдержал бы он это нагромождение подробностей? Нет, он бы заскучал и сбежал

6. Удерживайте перед глазами картинку. Рассказывая историю, следите за тем, чтобы каждый момент можно было представить в виде яркой картинки. Никакой абстракции — только конкретика. «Принцесса впечатлилась» — это абстрактно, «принцесса упала ни жива, ни мертва» — наглядно.

7. Не усложняйте и не удлиняйте сюжет. Если бы вашу сказку слушал ребенок, выдержал бы он все это нагромождение подробностей? Нет, он бы заскучал и сбежал. Старайтесь удерживать его внимание.

8. Завершите сказку классической ритмичной фразой, но не выводом и не моралью сказанного, а скорее «пробкой», закупоривающей повествование: «Вот и сказочке конец, а кто слушал...», «И жили они долго и счастливо».

9. Дайте сказке название. Включите в него имена персонажей или названия конкретных предметов, но не абстрактные понятия. Не «О любви и верности», а «О белой королеве и черном цветке».
В процессе написания сказки важно ориентироваться на телесные ощущения. Начинает подташнивать? Значит, мысль запуталась, ушла в сторону. Надо вернуться к отправной точке и искать, где произошел сбой. Поймали вдохновение, «заиграл» адреналин, вы разрумянились? Вы на верном пути.

Если собственный сюжет не рождается, можно взять за основу один из многих уже существующих — вам захочется внести в него изменения.

И пусть сказка со счастливым концом станет вашим первым шагом к счастливой жизни!

Елена Мкртычан, психотерапевт, психолог, арт-терапевт