Пьянству бой: грозит ли России еще один «сухой закон»



Пьянству бой: грозит ли России еще один «сухой закон»
Сегодня в стране часто и на самом высоком уровне поднимают проблему алкоголизма. Предлагаются различные законотворческие инициативы на тему, как преодолеть эту всенародную «болезнь». Не значит ли это, что, так и не найдя «золотую середину», власти могут пойти на крайние запретительные меры?



Этот «велосипед» уже изобретали


Облавы, безалкогольные свадьбы, вырубка крымских виноградников, давки в гастрономах с мордобоем и сердечными приступами – кто из старшего и даже среднего поколения россиян это не помнит? О горбачевском «сухом законе» позже даже многие трезвенники скажут – явный перегиб. И, тем не менее, любой здравомыслящий человек согласится – глобальному пьянству нужен, если и не бой, то, как минимум, тихая война. И что сама по себе идея борьбы с засильем алкоголя абсолютно правильная. Другое дело, как сделать наш народ трезвым так, чтобы он даже не успел заметить, как и когда это произошло. То есть, как бороться с пьянством так – чтобы «внизу» не «штормило»?

Знаете, не так тот «черт» страшен… Дело в том, что новая антиалкогольная кампания в России уже идет – и не первый год. И много людей о ней знают? Смею предположить – очень немного. Просто в этот раз власть решила не наступать на «грабли» конца восьмидесятых. Кампания идет не с помощью «взрыва», когда все, сразу и под корень, кампания идет поступательно.

Пьянству бой: грозит ли России еще один «сухой закон»


В общем, этот антиалкогольный заход не предусматривает атаки с шашками наголо. Не спеша, методично – но наступление на «большой алкоголь» идет. Максимально сокращена, а где-то и вовсе запрещена, реклама алкогольной, в том числе, и слабоалкогольной продукции. И смотрите, в любом городе можно увидеть билборды или оклеенные рекламой автобусы и троллейбусы, где крупный пивзавод рекламирует… квас. Глядишь, кто-то и перейдет с пива на исконно русский напиток.

Запретили в свое время торговым точкам продавать алкоголь в ночное время, стращая «копеечными» штрафами в несколько тысяч рублей. Торгаши плевать на это хотели, смехотворные штрафы с лихвой окупались незаконными продажами. Ладно, пробный шаг не удался – в Думу внесли проект об увеличении штрафов за ночную торговлю до 1 миллиона рублей. Как думаете – будет кто-то нарушать, рискуя нарваться на «контрольную закупку»?

Крупным сетям штраф в «лям» - что слону дробина, но дороже репутация, особенно в пору жесткой конкуренции между брендами. А хозяевам мелких торговых точек, имеющих лицензию на алкоголь, попав на такой штраф, останется лишь прикрыть бизнес – размер штрафа может превышать все их активы.

Потихоньку-помаленьку


Нельзя сказать, что все проходит гладко и принимается бесспорно. К примеру, много противников у запрета торговать спиртным после 10 вечера. По их мнению, тысячи самогонных «точек» по всей стране, раньше закрывавшихся часов в 8-9 вечера, теперь торгуют «бодягой» чуть ли не до полуночи. Ведь на них запрет на торговлю после 22-х не действует. Похоже, на них вообще ничего не действует – но эта тема для отдельного разговора.




Не всем понятны противники того, чтобы в магазинах, близко расположенных к учебным заведениям, нельзя торговать спиртным. Тех, кто «за» - абсолютное большинство. Ведь одно из главных правил борьбы с алкоголем – оградить от него наших детей. Но «подводные камни» есть и здесь. Например, магазин, расположенный близко к университету, где 90% учащихся совершеннолетние, едва сводит концы с концами, а магазин несколькими сотнями метров дальше, в три кассы еле с потоком покупателей справляется.

Такой запрет приводит к тому, что желающих покупать или арендовать места под торговлю неподалеку от детсадов и школ очень мало. А значит, в районах учебных заведений, где не только учатся, но и живут люди, в том числе, пожилые, больные, которым тяжело пройти даже три сотни лишних метров, может наблюдаться некий дефицит торговых продуктовых точек. Но в любой «войне» не без потерь – всегда приходится чем-то или кем-то жертвовать. Жертвовать детьми и молодым поколением вообще ни одна власть себе не позволит.

Что же касается нынешней «компьютеризированной» молодежи – антиалкогольная кампания идет и в интернете. Причем, так называемая дистанционная торговля спиртным была запрещена еще в 2007-м – но эффекта не дала. Продавцы быстро сориентировались и наладили виртуальные продажи с «прицепом» - когда покупалась какая-то безделушка, а «пузырь» прилагался в подарок.

Все знали, что это фикция – но сделать по закону ничего было нельзя. Никто не запрещал дарить алкоголь в ночное время. Мало того, производители алкогольной продукции в свое время обращались к властям с просьбой легализовать интернет-торговлю алкоголем, мотивируя это тем, что запрет седьмого года, по сути, не работает, контрафакт все равно продают, а легальные продавцы своего места под «интернет-солнцем» не имеют.

Наверное, борьба в сети за покупателя между плохими и хорошими продавцами – это был бы совсем уже перебор. Власти решили по-другому – где-то пару лет назад начали наступление на виртуальный алкоголь. По большому счету, это наступление сводится пока к поиску и блокировке подозрительных сайтов и «нехороших» интернет-магазинов, чего явно не достаточно. Закрывают одни сайты, на их месте, как грибы после дождя, появляются десятки новых.

Пьянству бой: грозит ли России еще один «сухой закон»


Но в перспективе, в воздухе витает идея все «алкогольные» сайты однажды включить в реестр запрещённых, наряду с наркоторговцами и сайтами самоубийц и педофилов, подкрепив запрет законодательной базой с участием УК РФ.

А там черным по белому будет прописано – кому, сколько и за что грозит не только быть крупно оштрафованным, но и предстоит провести в местах не столь отдаленных. Поверьте, даже при уменьшении доходов мало кому захочется в тюрьму. Так что, наверное, победить алкоголь можно все-таки «кнутом», а не «пряником». Главное, чтобы количество «ударов» оказалось не смертельным…
#Пьянство #Алкоголь #Закон #Россия #Борьба #Люди