Как и почему люди вступают в секты



Как и почему люди вступают в секты


Истории сект будоражат и ужасают своей жестокостью: в 1978 году в Гайане около 1000 граждан США покончили жизнь самоубийством по приказу предводителя секты «Храм народов», в 1969 году несколько последователей секты Мэнсона убили беременную жену режиссера Романа Полански — актрису Шэрон Тейт. В 1995 году секта «Аум Синрике» устроила теракт в токийском метро с применением химического оружия.


Кажется, в такие организации вступают не очень образованные люди, но в ходе расследований полиция обнаруживает в составе сект политиков, конгрессменов и предпринимателей. Рассказываем, как и почему люди вступают в секты, культы, и что с ними там происходит.

Секта, культ и религия — в чем разница?



На первый взгляд кажется, что между сектой или культом и религией разница такая же, как между больным и психиатром в клинике — кто успел первым надеть халат, тот врач. Однако все не так однозначно.
Культ как правило предполагает поклонение и исполнение новых религиозных практик, традиций и доктрин. Во главе таких культов могут стоять новые учителя и пророки, могут формироваться и вовсе новые религии, которые будут требовать собственных атрибутов: храмов, ритуалов, артефактов. «Погодите, — скажете вы. — А как же само христианство с гонениями, которым подвергались верующие? Или реформация?»

Как и почему люди вступают в секты


Многие современные религии действительно начинались как культы, но они успешно интегрировались в социальную структуру общества, эти структуры имеют внутри себя определенную горизонтальную мобильность: многие священнослужители могут отказаться от сана и уйти в мир. В отличие от религии культ и секта наоборот изолируют своих последователей от общества.

Различие уже между культом и сектой состоит в том, что культы строятся на религиозной модели, секты же могут быть политическими и идеологическими. Еще одно различие лежит в религиозной плоскости — религиозные секты оперируют теми же практиками, терминами и ритуалами, что и традиционная религия. Вот только главой и уполномоченным лицом в секте будет предводитель, а не член сложной церковной иерархии.

Секты и культы стараются всеми возможными способами взять под контроль своих послушников. Их общие черты вывел психолог Стивен Хассен, консультант по выходу из тоталитарных и деструктивных сект, в своей книге «Борьба с культовым контролем сознания».

Для сохранения влияния культы используют четыре точки контроля:

1) Информация:
Деятели и адепты культов искажают или скрывают сведения, интерпретируют источники или дают неполную информацию, адаптируя ее под свое учение.

2) Контроль мысли:

Лидеры и деятели культа всячески отбивают у своих последователей критическое мышление. Например, на уровне норм поведения запрещают осуждать и критиковать культ или его лидеров, ограничивают восприятие любой информации извне.

3) Контроль эмоций:

Лидеры манипулируют своими последователями через страх и чувство привязанности к группе. Рычагами давления становится страх одиночества, страх неизвестности, потеря спасения в загробной жизни и так далее.

4) Контроль поведения:

В рамках культа строго контролируются связи, культ старается отрезать своих последователей от их привычной среды и окружения. Также контролируется режим питания, режим сна, финансы, внешний вид и даже половые связи.




Почему люди вступают в секты?



Среди сектантов можно найти кинозвезд, политиков и предпринимателей, но все же большинство последователей сект и культов составляют обычные люди. Они выполняют ритуалы, зачастую ради благой цели (которую транслируют культ или секта) покидают свои семьи, переводят все сбережения на счет секты или сами совершают преступления: занимаются проституцией, торговлей людьми или распространением наркотиков.

Основной целью вербовщиков являются одинокие люди, например, приезжие, у которых еще нет никаких связей на новом месте: ни друзей, ни родственников. Таких людей гораздо проще «отрезать» от окружающего мира благодаря их желанию быть причастными к группе. В секту такого одиночку может пригласить случайный добродушный знакомый или новый коллега.

В первое время группа будет казаться дружелюбной и поддерживающей — так будет продолжаться до первой ошибки, когда секта или лидер покажут свое жестокое лицо и методы для наказания неверных или непокорных. Как правило в секте человек быстро обрастает довольно крепкими социальными связями, к тому же на него взваливается ответственность за себя, ближнего своего, за следующее воплощение и вон того парня, так что просто взять и разорвать все контакты и выйти человек не может.


В секту вступают люди, которые хотят стать лучше. Их может привлекать не побег от одиночества, а возможность изменить себя или мир, которую предлагают лидеры


Так действуют группы поддержки для зависимых людей, которые замещают аддиктивные практики религиозными, а также группы, предрекающие конец света и пытающиеся отменить его молитвами, оргиями и «благотворительными» взносами.

Третьей основной группой потенциальных сектантов являются люди, оказавшиеся в уязвимом состоянии, столкнувшиеся с горем или потерей. Для них в секте заготовлены ответы на основные вопросы о жизни, смерти, страдании, любви, счастье, деньгах. Все ответы подогнаны под доктрину секты и обещают человеку счастье и защищенность, если только он будет соблюдать все правила.

Постепенное лишение контроля над своей жизнью, давление сообщества, которое запрещает задавать вопросы и критиковать, страх нарушить правила — неужели люди, делающие первые шаги в сторону секты, этого не замечают?

На самом деле они это очень даже видят. Просто первое время нахождение в секте вызывает у человека чувство облегчения, так называемый медовый месяц, а затем к нему прибавляется азарт и эмоциональные качели, через которые человек проходит на этапе посвящения, где его — как правило — ждут испытания. Ученые сравнивают это с аддиктивными практиками. Пребывание в секте часто вызывает у последователей когнитивный диссонанс: он рождается из несогласия с идеями или словами лидера и невозможностью оспорить их. Если такое несогласие зарождается, то идеальная картинка, которую создавали лидеры, начинает трескаться, человек все глубже погружается в свой когнитивный диссонанс и в результате либо еще активнее начинает выполнять предписанные ритуалы (чтобы его не оставили за бортом группы или не наказали), либо покидает секту.

Для того чтобы покинуть секту, нужен не только когнитивный диссонанс. В исследовании 2017 года, посвященному факторам вступления и ухода из культов и сект, ученые выяснили, что поводом для отделения от группы может стать конфликт с членами секты или лидером, а также поддержка близких. Люди, которые поддерживали контакт с родственниками вне секты, по мнению ученых имеют более высокие шансы выхода из секты или культа, хотя порой кроме намерения это сделать требуется смелость и хорошая физическая подготовка (некоторые секты преследуют своих беглецов), а также помощь юристов, полиции и психологов.