Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнца


Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнца

Москва, 28.05.2021, 00:33:35, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.


Корабль «Вильгельм Густлофф» недаром получил название Титаника Третьего рейха — судно было роскошное, огромное, надежное. В Германии его так и назвали — «корабль-солнце», а всё потому, что это был любимчик самого фюрера.


Изначально океанский лайнер «Вильгельм Густлофф» был построен за 30 млн марок от организации «Сила через радость» (Kraft durch Freude, KdF), входившей в состав Немецкого трудового фронта (Deutsche Arbeitsfront, DAF). Если быть точным, то это был профсоюз работников и работодателей Германии, поэтому вполне логично, что в обязанности KdF входила организация досуга немецких граждан. Досуг в соответствии с установками национал-социализма, который к тому времени уже давно расправил крылья не только над Германией, но и над другими странами Европы.


Красавца спустили на воду в Гамбурге 5 мая 1937 года и ввели в эксплуатацию 23 марта 1938 года, на торжественной церемонии присутствовали фрау Густлофф и сам фюрер.


Смотрелся «Вильгельм Густлофф» роскошно, он сразу стал гордостью немецкого народа и лично Роберта Лея (руководителя НТФ). Прозорливый Лей четко осознавал, что всенародная поддержка национал-социализма в Германии без создания широчайшей социальной базы невозможна. Право на отдых и право на труд в нацистской Германии в те годы четко соблюдались, благодаря надзору и защите профсоюза. 


Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнца


Именно благодаря деятельности НТФ в стране существенно:



  • улучшились условия труда рабочих,

  • выросли зарплаты,

  • была создана целая сеть социальной поддержки

  • организован содержательный досуг.


Спортивные олимпиады и развитие физической культуры тоже стали приметой времени — в 1930-е годы Германия расцветала под крылом национал-социалистов.


Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнца


  • Профсоюз Лея продавал путевки на круизный «Вильгельм Густлофф»
  • Война, сражения и Красный Крест
  • Как затонул «Титаник» Третьего рейха

Профсоюз Лея продавал путевки на круизный «Вильгельм Густлофф»


Огромный лайнер был задуман как круизный, всё для трудового народа, всё за гуманные деньги. Неделя морского круиза к берегам Италии стоила 150 рейхсмарок при средней зарплате в 180-200 марок. Для сравнения: в соседних кап. странах такое путешествие было по карману лишь зажиточным буржуа. Так что круизное судно с трудовым народом наглядно показывало заботу Гитлера о простом труженике и преимущество его гос. системы.


До начала войны возможностью отдохнуть на «Вильгельме Густлоффе» успели воспользоваться более 60 тысяч немецких рабочих и членов их семей.


Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнца


Корабль-солнце был чудеснейшим местом для отдыха: деревянная мебель, тиковая палуба для прогулок 160 метров, бассейн. Помимо одинаково комфортабельных кают, пассажиры могли посетить кинотеатр, библиотеку или тренажерные залы. Для детей были организованы игровые площадки и кружки по интересам.





Лайнер стал популярнейшим способом проводить отпуск, и вместе с рабочими на палубах «Вильгельма Густлоффа» наслаждались морем и солнцем селебрити, артисты и спортсмены. Даже Ева Браун там отдыхала.


К августу 1939 года лайнер сделал 44 коммерческих рейсов, став воплощением мечты о социальном равенстве. Но перемена политической обстановки отсрочила торжество германской нации. Как и другие принадлежавшие KdF корабли, «Вильгельм Густлофф» был передан ВМФ Германии. Вот пара тактико-технических характеристик корабля:



  • водоизмещение 25,5 тысячи тонн,

  • длина 208,5 метра,

  • максимальная ширина 23,5 метра,

  • высота от киля до топа мачты составляла 56 метров,

  • палуба длиной 160 метров,

  • машины мощностью в 9500 л.с. считались слабыми,

  • скорость не более 15,5 узла,

  • рассчитан на 1463 пассажира,

  • экипаж из 415 человек.


Война, сражения и Красный Крест


Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнца


Огромный вместительный лайнер в начале войны трансформировали в плавучий госпиталь, перекрасили в белый цвет, а вместо эмблемы «Силы через радость» (свастика в солнцевороте) на единственной корабельной трубе появился красный крест. Это означало безусловную защиту.


Летом 1940 года «Вильгельма Густлоффа» переоборудовали под военный транспорт для вторжения на Британские острова. Не случилось. Некогда белоснежный корабль перекрасили в камуфляжный цвет, усилив палубы зенитками и курсантами. Параллельно развернули лаборатории засекреченного «Проекта 21», занимавшегося проектированием немецких подводных лодок нового поколения.


Так «Вильгельм Густлофф» стал особо охраняемым объектом Третьего рейха. Попытка британцев попасть в огромный сверхсекретный корабль 30 сентября 1943 года потерпела неудачу. С воздуха разбомбить его тоже не получилось, и в конце 1943 года лаборатория и документация были эвакуированы на подлодках в надежное место.


А корабль-солнце занялся эвакуацией сотен тысяч беженцев из Восточной Пруссии и Курляндии в западную часть страны. Морем спаслись почти два миллиона человек. Но подлодка Балтийского флота С-13 30 января потопила «Вильгельм Густлофф», который за годы войны сильно ослаб и давно требовал капремонта.


Как затонул «Титаник» Третьего рейха


Изначально «Вильгельм Густлофф» должен был идти 30 января на предельной скорости (12 узлов, больше он не давал), постоянно выполняя противолодочные маневры. Но обстоятельства внесли свои коррективы: сложнейшие погодные условия, плохое состояние машин и минные поля заставили капитана выбрать прямой курс вместо запланированного извилистого.


Получив сигнал о работе каких-то тральщиков, на «Вильгельме Густлоффе» послушно зажгли ходовые огни, обозначающие габариты судна. И нацистское судно засекла наша подлодка под командованием Александра Маринеско. А он вместе с экипажем отбывал наказание за самоволку на Новый год. Лично Маринеско, получивший десятку за моральное разложение вверенного ему подразделения, должен был искупить вину кровью. Искупил. Увидев сияющий габаритами немецкий корабль, Маринеско стал вырабатывать план атаки.


В 21:04 из носового аппарата С-13 ушла торпеда «За Родину», следом за ней «За советский народ» и «За Ленинград». Четвертая, уже взведенная торпеда «За Сталина», застряла в торпедном аппарате и едва там не взорвалась (ее оперативно обезвредили и вытащили).


Корабль-солнце тонул около часа, эвакуировавшиеся на нем люди пережили настоящий ад. Спасением пассажиров и команды гибнущего «Густлоффа» занимались миноносец Lowe и оказавшийся неподалеку эсминец Т-38. От шести до десяти тысяч погибших — вот итог операции в Балтийском море.


Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза, но звезду так и не получил. Командование решило ограничиться орденом Красного Знамени. Место гибели «Вильгельма Густлоффа» отмечено на всех картах, он лежит на сорокапятиметровой глубине. Но, когда в пятидесятые годы польским подводникам удалось спуститься, лайнера как такового уже не существовало. Гора обломков и никаких свидетелей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: