Как торговые ларьки и рынки в России переросли в сетевые супермаркеты



Как торговые ларьки и рынки в России переросли в сетевые супермаркеты

Россияне давно привыкли к широкому ассортименту, стандартным сетевым ценам, удобной выкладке товара и приятному обслуживанию в современных торговых центрах. Однако, путь к ним был долгим и непростым. Ещё 20 лет назад гражданам приходилось отовариваться в рыночных контейнерах или ларьках. Супермаркеты были редкими и доступными лишь для состоятельной публики.

Зарождение ритейла в России


Первые сетевые магазины появились в России в конце 90-х годов прошлого века. Ими стали лидеры сегодняшнего рынка «Магнит» и «Пятёрочка». Правда, тогда они больше походили на бакалейные лавки с кучей сопутствующих товаров и отсутствием стандартов качества. «Магнит» делал упор на косметику, а «Пятёрочка» привлекала покупателей дисконтами и удобным расположением.

Как торговые ларьки и рынки в России переросли в сетевые супермаркеты


Минусами бизнеса в то время было отсутствие знаний и опыта, крупных поставщиков и понимания технологий работы. Развитию ритейла помогало минимальная конкуренция на рынке, который был представлен в основном торговыми палатками и киосками. Вместо торговых центров были огромнее рынки (Черкизовский, Лужники и др.).

Иностранцы в России


В начале 2000-х в Россию стали заходить профессионалы из-за рубежа. Первопроходцами стали:


  • IKEA;

  • Metro Cash & Carry;

  • «Ашан»;

  • Globus.


Как торговые ларьки и рынки в России переросли в сетевые супермаркеты


Многие иностранные лидеры ритейла нацеливались на российский рынок. Такие попытки делал американский Wal-Mar и французский Carrefour. Однако, перспектив стать продавцом №1 в России и подавить конкурентов они так и не увидели, а потому свернули свои планы.




Российские торговцы активно боролись с появившимися иностранными конкурентами. Власти также были заинтересованы в развитии местных сетей, поскольку с ними было легче выстраивать диалог, а значит, управлять.

Как торговые ларьки и рынки в России переросли в сетевые супермаркеты


Специалисты считают, что зарубежным гигантам не удалось одолеть российских ритейлеров, потому что:


  • российские компании лучше знали местную бюрократию и умели договариваться с нею;

  • иностранные бренды не были популярны в России, а именно на них приходилась основная доля продаж зарубежных торговцев;

  • условия торговли в России сильно отличались от западных, а потому, конкуренция для иностранцев оказалась значительно более жёсткой.


Расцвет торговых сетей


К концу 2000-х торговые сети насчитывали уже сотни магазинов по всей России. Развитие ритейла приняло взрывной характер. Супермаркеты были новым форматом торговли и пользовались огромной популярностью и покупателей. Ритейлеры, вложившие в бизнес минимум средств, получали гигантскую прибыль. Развитие было настолько бурным, что государству пришлось сдерживать его законодательно.

Как торговые ларьки и рынки в России переросли в сетевые супермаркеты


В 2018 году большую долю рынка заняла онлайн-торговля. С ростом доступности интернета, мобильной связи и платёжных сервисов для населения электронные магазины становятся всё более популярными. Крупнейшие ритейлеры также переходят на онлайн-площадки, чтобы не потерять потребителей. Специалисты считают, что перспективы роста интернет-торговли в России очень большие, особенно в регионах.