Мятеж Семёновского полка: элита русской армии едва не перевернула историю России



Мятеж Семёновского полка: элита русской армии едва не перевернула историю России
В эпоху метаний царя Александра Первого от либеральных взглядов к реакционным настроениям его личная гвардия, Семёновский полк, встал в «штыки». «Экспресс-Новости» вспомнили, как это было и чем закончилось.



Первая половина 19 века стала для России и нелёгкой и победоносной. С одной стороны Отечественная война 1812 года с Наполеоном финансово подкосила страну – разрушенная инфраструктура, большие людские потери, опустошенная казна.

С другой стороны победа над Наполеоном позволила Александру Первому едва ли не командовать послевоенным распределением и захватом новых территорий на собравшемся в 1814 году в Вене конгрессе стран-победителей, включая Австрию и Пруссию.

Наряду с этим, как внутри самой России, так и на новых землях, зрело недовольство людей разных сословий тяжелым финансовым положением. Недовольны были и крестьяне, которые, по их мнению, заслужили лучшей участи за активное участие в Отечественной войне. И Александр Первый, с юности впитавший либеральные взгляды своих учителей, и даже подумывавший об отмене крепостного права, резко переменил свою позицию.

Активно поддерживая своих европейских «коллег» - самодержцев, жёстко подавлявших любые революционные очаги, российский царь и у себя в стране принялся ужесточать порядки. Проводником реакционного внутриполитического курса стал главный начальник Императорской канцелярии Александра Первого жестокий и беспощадный Аракчеев, ставший объектом ненависти всей России. Среди недовольных «аракчеевщиной» оказались солдаты и офицеры Семеновского лейб-гвардии полка, шефом которого был сам Александр Первый.

Мятеж Семёновского полка: элита русской армии едва не перевернула историю России


Элита русской армии


Семёновский полк был любимым детищем царя, с которым он начал «играться» еще до вступления на престол. Сообщество офицеров полка было образцом для всей российской гвардии состояло из благовоспитанных людей из старинных семей, строго соблюдавших законы чести и мигом выгонявших из своих рядов того, кто был замечен в «делах непристойных».

Глядя на своих командиров, подражали им и рядовые. Считаясь государевыми телохранителями, со служаками из других полков они вели себя достаточно высокомерно. Всё-таки образцовый полк.

Да что говорить, если в отличие от других воинских подразделений, где телесные наказания являлись обыденным делом, в Семёновском полку этого не требовалось. Ве, от рядовых до офицеров, были вышколены и, каждый знал свое место. В полку даже обучали рядовых солдат грамоте, что было неслыханным делом для других воинских полков.

Мятеж без единого выстрела


Казалось, спокойная жизнь личной гвардии царя будет продолжаться долгие годы. Однако все переменилось в считанные недели. Полк хотя и был подчинен Александру, все семёновцы были искренне преданы своему непосредственному командиру Потёмкину, назначенному в полк еще во время Отечественной войны 1812 года.

Мятеж Семёновского полка: элита русской армии едва не перевернула историю России


Но реакционная политика, проводимая Аракчеевым при молчаливом согласии Александра, дошла и до элитного полка. Причём, начал Аракчеев с «головы» - при поддержке великого князя Михаила Павловича он убедил государя в том, что Потёмкин не способен командовать полком в силу мягкости характера и своей чрезмерной либеральности.

Новый командир полка, ставленник Аракчеева, Шварц командовал недолго. «Палочная» дисциплина, сразу же введённая им в полку, стала «последней каплей» в терпении семёновцев, которые и так были недовольны резко изменившейся политикой правительства. В середине октября 1820 года одна из рот самовольно вышла на перекличку и, отказавшись идти в караул, осталась стоять на плацу, несмотря на приказ начальства разойтись по казармам.

Спустя несколько часов мятежники были окружены двумя ротами лейб-гвардии Павловского полка и взяты «под штыки». Причем, семёновцы прекрасно видели, что их окружают вооруженные до зубов солдаты, но принципиально оружия в руки не брали, выражая свой протест против молчаливым построением на плацу.

Не стали они сопротивляться и когда им приказали в окружении павловцев двигаться к Петропавловской крепости. Офицеры и солдаты роты гордо прошествовали через полгорода, чтобы быть заточенными в казематах грозной крепости.




Но Аракчеев «со товарищи» успокоились рано – другие роты Семеновского полка потребовали освобождения арестованной роты. Когда им было отказано, семёновцы выразили желание присоединиться к арестантам, что и было сделано. Под конвоем казаков, демонстративно сложив оружие, остальные роты всё в том же горделивом молчании прошествовали в Петропавловку.

По сути, мятеж был подавлен – причём, без единого выстрела. В то время мятежи, в том числе, и кровавые, вспыхивали во многих районах России. И, возможно, «тихий бунт» семёновцев вообще остался бы незамеченным, если бы бунтарями не были офицеры и солдаты элитного гвардейского полка. Это тебе уже не крестьяне, насильно одетые в солдатскую форму. Лучшие офицеры, личная гвардия государя сказала свое «нет» творящемуся в стране.

Мятеж Семёновского полка: элита русской армии едва не перевернула историю России


Несмотря на то, что полк находился в заточении под усиленной охраной, весь Санкт-Петербург пребывал в изрядной тревоге. Аракчеев и его помощники понимали, что пока они легко отделались. Ведь возьми семеновцы оружие в руки, столица утонула бы в крови. И даже безоружных арестантов царские сановники боялись, как огня. А вдруг те чего удумают и захотят вырваться на свободу?

Город буквально кишел войсками и полицией, донесения из крепости доставлялись аракчеевским генералам каждые полчаса специальными нарочными. По сути, российская столица пребывала на военном положении. Хотя гвардейцы Семёновского полка, воспитанные в духе либерализма, изначально даже и не думали браться за оружие. Поэтому, в истории мятеж этого воинского подразделения называют одним из самых бескровных, но одновременно и самых громких антицарских выступлений того времени.

После «бури»


Когда Александр Первый, находившийся тогда за границей, узнал о восстании Семёновского полка, то был в ярости. И несмотря на трепетное отношение к своему «детищу», дал Аракчееву так называемый «карт-бланш» в наказании бунтовщиков.

Тут уже Аракчеев отыгрался на семёновцах, как мог. Большинство зачинщиков мятежа прогнали сквозь строй или били кнутами, а затем отправили на каторгу. Многих рядовых солдат направили служить в другие полки без права отставки даже по окончании срока службы.

Часть передовых и перспективных офицеров, по сути, сослали в отдалённые гарнизоны на самых окраинах страны так же без права на отставку и даже отпуск. Был даже наложен запрет представлять их к наградам, несмотря ни на какие героические действия. Помимо этого, за сосланными офицерами был установлен секретный полицейский надзор, а четверо самых активных участников бунта были преданы военному суду.

Мятеж Семёновского полка: элита русской армии едва не перевернула историю России


Фактически Семёновский полк перестал существовать. Тем более, уже был издан высочайший приказ по армии о расформировании полка. Один из пособников Аракчеева, князь Меттерних, непосредственно принимавший участие в расформировании, тут же набрал вес в глазах государя, считавшего, что тот спас страну от всероссийского бунта. Князь-реакционист стал влиять на государя не меньше самого Аракчеева.

Незадачливый новый командир расформированного Семеновского полка Шварц был от греха подальше отправлен в отставку. Его обвиняли в том, что именно он вызвал возмущение семёновцев, которое вполне могло вызвать и, скорее всего, вызвало революционное брожение в умах многих россиян.

Именно поэтому вернувшийся в Россию царь Александр уже даже не думал ни о каких запланированных ранее реформах и преобразованиях. Подавление любых либеральных настроений, жесточайшая цензура и полицейский надзор за всеми инакомыслящими твёрдо вышли на первое место. Тем более сторонников подобной политики среди влиятельных помощников государя хватало.

Когда «волна» репрессий раскидала бывших семёновцев по разным «таёжным» углам России, и чиновники немного успокоились, государь задумался о воссоздании своей личной гвардии.

Однако, новый Семёновский полк оказался жалким подобием прежнего. В него входило несколько гренадерских подразделений, а офицерский корпус составляли безусые юнцы, только и умевшие, что муштровать солдат. Не зря же полк получил название «молодая гвардия». А лучшие боевые офицеры бывшего Семёновского полка, одни из самых просветленных умов в российской армии, навсегда сгинули на бескрайних окраинах империи.


#Мятеж #Семёновский полк #Царь александр #Офицер #Бунт россия #История