В 2013 году Коломзаводу исполняется 150 лет


В 2013 году Коломзаводу исполняется 150 лет

В 2013 году Коломзаводу исполняется 150 лет


19 марта в России отметили День моряка-подводника. Праздник этот отмечается в Военно-морском флоте по приказу главкома ВМФ № 253 от 15.07.1996 года. Дата выбрана совсем не случайно, ведь именно с этого дня в 1906 году по указу императора Николая II подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей.


Становление и развитие Коломзавода (ныне ОАО КХ «Коломенский завод») непосредственно связаны с судостроением в России. Основанный в 1863 году при возведении железнодорожного моста через Оку, завод быстро развивался. Уже в 1878 году был построен первый «мелкосидящий» пароход, который использовался заводом для доставки стальных заготовок с Кулебакского горного завода Нижегородской губернии. Успешная эксплуатация этого парохода и полученные заказы на другие стали толчком к быстрому развитию судостроения. В 1881 году были изготовлены три буксира, а в 1882-м – построен первый пассажирский пароход.


С 1883 года начато сооружение морских паровых шхун, предназначенных для перевозки керосина и нефти по Каспийскому морю. Новым мощным импульсом для развития судостроения на заводе стало освоение производства двигателей внутреннего сгорания. В июне 1902 года «Русское общество моторов Дизеля» продало Коломзаводу права на пользование патентами №№ 261, 4082 и 4083. Эти права распространялись на «моторы постоянные и переменные всех величин и сил, какие могут быть осуществлены». В том же 1902 году на Коломзаводе был создан отдел тепловых двигателей дизеля и насосов. Работники завода переработали полученные чертежи, и уже в 1903 году был построен первый одноцилиндровый дизель мощностью18 л. с. (13,2 кВт).


Конструкторы отдела разработали одно-, двух-, четырех- и шестицилиндровые двигатели мощностью от 10 до750 л. с., которые выпускались заводом до Первой мировой войны. Коломенские дизели, отличавшиеся удачной конструкцией и качеством исполнения, пользовались широким спросом. В них нуждались электростанции, мельницы, горная промышленность, судостроение.


В 1907 году завод построил колесный буксир «Мысль» с дизелем 300 л. с. На судне впервые в мире была применена оригинальная система передачи с реверсом хода, разработанная и изготовленная заводскими специалистами по проекту инженера Р. Корейво. В этот период завод изготавливал дизели не только для судов собственной постройки, но и получал заказы со стороны. Так, в 1908 году по заказу морского министерства были построены 16 четырехцилиндровых дизелей мощностью260 л. с. для кононерских лодок типа «Шквал», которые производились на Балтийском заводе для Амурской флотилии.


Следует отметить, что к 1910 году уже сложилось серийное производство дизелей, 57% из которых (по суммарной мощности) были судовыми. В мае 1910 года на Международной выставке ДВС в Санкт-Петербурге министерство торговли и промышленности наградило Коломенский завод большой золотой медалью «За организацию производства двигателей внутреннего сгорания в применении к судовым целям». В 1912 году на международной выставке в Турине (Италия) за новую конструкцию дизеля заводу была присуждена Большая премия.


До 1917 года усилиями Морского генерального штаба и судостроительной промышленности России в состав Императорского флота было введено всего 73 подводных лодки. Из них 34 были построены по отечественным проектам. А приобретено за границей у фирм Круппа, Лэка, Голланда и Фиата 23 лодки. Еще 16 построено на русских заводах по проектам фирм Лэка и Голланда. Эти лодки «приняли участие» в Первой мировой войне.


По окончании Мировой и Гражданской войн (1915–1920 годы) Коломзавод был в состоянии разрухи. В результате Гражданской войны производство продукции резко упало, численность работающих на предприятии к 1920 году уменьшилась до 4938 человек против 12838, как было в 1917 году. Некоторые ведущие специалисты отдела дизелей эмигрировали.


Молодая Советская республика, защищая свою государственную независимость, отстала в техническом плане от мировых держав. В 1924 году с целью быстрейшего восстановления после войны заводу было разрешено заключить лицензионный договор с фирмой МАН на постройку безнаддувных дизелей 42БМ (45/42) и дизеля размеренностью 30/38. Полученная конструкторская документация была переработана, освоено производство дизелей 38В8 мощностью685 л. с. и 38К8 мощностью800 л. с. Кроме того, была разработана конструкция и освоено производство дизеля 1Д с газотурбинным наддувом мощностью2000 л. с.


Высокий профессионализм заводских конструкторов (С. Пугавко, Д. Филиппова, А. Гаврилова, М. Маркина, В. Чекалина, И. Калинина, И. Репина и др.) позволил значительно улучшить конструкцию лицензионных дизелей и в кратчайшие сроки организовать их производство. Этому значительно способствовала первая советская программа военного кораблестроения на 1926–1933 годы, предусматривавшая постройку дизельных подводных лодок. Специально для них в 1926–1927 годах был разработан и запущен в производство 6-цилиндровый дизель марки 42БМ6 мощностью1100 л. с. с диаметром цилиндра450 мм и ходом поршня420 мм.


Этими дизельными установками оборудовались первые большие подводные лодки типа «Декабрист» и подводные минные заградители типа «Ленинец». Всего с этими дизелями было построено 25 лодок. Первые проекты советских подводных лодок были разработаны лидером подводного кораблестроения того времени талантливым конструктором Б. Малининым (1889–1949 годы) в технобюро № 4 Балтийского завода в Петрограде.


Имя подлодки первой серии Д-3 «Красногвардеец» навсегда вошло в историю подводного плавания. Отправленная командованием Северного флота в феврале 1938 года к острову Ян-Майен, что в Гренландском море, для обеспечения связью кораблей экспедиции по снятию с льдин папанинцев, она под командованием В. Котельникова в течение определенного времени осуществляла впервые в мире подледное плавание. А в 1941–1942 годах подлодка Д-3 потопила 10 и повредила 2 вражеских корабля. Указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка Д-3 была награждена орденом Красного Знамени (от 17 января 1942 года), а в апреле стала Гвардейской. Летом 1942 года Д-3 не вернулась из боевого похода.


В истории отечественного подводного кораблестроения определенное место занимает Коломна. В нашем городе не только создавались и сегодня создаются двигатели подводных лодок – на Коломенском заводе строились в 1934–1937 годах три подводные лодки типа «Щука» X серии. В 1937 году подводные лодки были перегнаны по Оке и Волге в Горький (сегодня Нижний Новгород) и достраивались на заводе «Красное Сормово». Интересна судьба созданных в Коломне лодок с заводскими дизелями типа 38К8 мощностью 2Х800 л. с. Подводная лодка «Щ-421» в 1942 году стала Краснознаменной, «Щ-422» в 1943 году была удостоена звания Гвардейской. Подлодка «Щ-423» первой совершила сложнейший переход из Полярного северным морским путем в Тихий океан в состав ТОФ.


Суммируя опыт подводного кораблестроения, следует отметить и исключительно высокие темпы строительства отечественных подводных лодок, и разнообразие их проектов. В период с 1927-го по 22 июня 1941 года в СССР было заложено 293 подлодки. Если за годы первой пятилетки было построено их 6, то за вторую – уже 137, а за 3,5 года третьей – 63. Всего в предвоенные годы флот получил 206 подлодок. В его составе их было 218. К началу Второй мировой войны (1939–1945 годы) СССР располагал самым мощным подводным флотом в мире. В составе флотов различных стран мира были подводные корабли разных типов: Англия – 69, Франция – 77, США – 56, Германия – 57, Италия – 115, Япония – 63. За время Великой Отечественной войны (1941–1945 годы) ВМФ СССР получил еще 54 подлодки, а наши бывшие союзники (Англия и США) построили около 300 подлодок.


Для усиления Северного флота в сентябре 1942 года ГКО принял решение перевести из состава Тихоокеанского флота 6 лодок: 2 «Ленинца» (Л-15 и Л-16) и дивизион лодок серии «С», на одной из которых служил наш земляк Лев Сушкин (1912–1943 годы), капитан-лейтенант, капитан С-55. На рассвете 6 октября 1942 года их лодка вышла из пролива Босфор и взяла курс на восток. 17 тыс. миль предстояло пройти им по девяти морям и двум океанам до долгожданного Полярного.


После такого похода лодки нуждались в ремонте. Командование Северного флота обратилось к Коломзаводу с просьбой изготовить некоторые дизельные детали. Заказ было решено выполнить в считанные дни. Позабыв о сне и еде, к станкам встали даже те, кто имел бюллетени по болезни. Вскоре моряки-подводники получили вагон запасных частей, при производстве которых особенно отличились старший мастер И. Скорняков, технолог Н. Розанов, токарь П. Навлянов, бригада слесарей А. Самсонова. Моряки выразили свою признательность в теплом письме. В нем говорилось: «У нас с вами одно стремление, одна цель – освобождение родной земли от фашистских захватчиков. Ваш самоотверженный труд в тылу также необходим для разгрома врага, как и наши торпедные атаки. Закрепим же нашу дружбу новыми ударами по врагу, приблизим желанный час победы». Письмо подписали 24 моряка-подводника, в том числе герои Советского Союза командиры подлодок И. Колышкин, А. Трипольский, В. Стариков и И. Фисанович. Их славные имена знали все фронтовики, вся страна. Вот что в своих воспоминаниях писал адмирал А. Головко, командовавший в те дни Северным флотом: «Командир «С-55» Сушкин прославился как мастер дуплета: одним торпедным залпом топил два вражеских транспорта». К концу 1943 года на счету «С-55» было пять потопленных и один поврежденный корабль врага. 29 декабря 1943 года Л. Сушкин погиб при выполнении боевого задания.


Всего в военных действиях на море во Второй мировой войне участвовало 4 тыс. кораблей, потеряно было 2018 (50,45%), из них 109 советских подлодок. Следует отметить, что с 1904 года по настоящее время подводный флот нашего Отечества потерял по различным причинам 172 подлодки.


Послевоенное судовое дизелестроение на Коломзаводе было организовано для обеспечения нужд надводного и подводного флота страны. В основном все наши дизельные подлодки были оснащены дизелями Коломзавода. Специалисты предприятия принимали самое активное участие не только в создании дизелей типа 37Д, Д42, Д43, 6ДГ, 40Д, 22ДГ, 28 ДГ, но и в их доводке. Была проведена большая работа по совершенствованию дизелей размеренности ЧН 30/38, по созданию новых поколений дизель-генераторов 30ДГ, 30ДГМ, 3ДРА для ВМФ страны, вышедших по своим технико-экономическим показателям на уровень лучших мировых образцов, что и было отражено в материалах приемочных комиссий ВМФ. Такой «бестселлер» отечественного кораблестроения – проект 877, в развитии – проект 636 «Варшавянка», его экспортный вариант класса «Кило» с коломенским дизелем 30ДГ до сих пор являются востребованными у иностранных заказчиков, принося выгодные заказы Коломзаводу. В 2001 году объектовый отдел судовых двигателей 30/38 принял в свое заведование судовые дизели размеренности 26/26, что позволило создать такую новую технику для ВМФ, как первый дизель-генератор (28ДГ семейства дизелей Д49) для подводного флота четвертого поколения проектов «Лада» и «Амур» проекта 677. Сегодня уже не секрет, что дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 (877), созданная в ЦКБ МТ «Рубин», признана самой малошумной лодкой в мире, американцы назвали ее «черной дырой в океане».


Сегодня, несмотря на экономический кризис в мире, Коломзавод продолжает работы по созданию мощного судового дизеля 8000–10000 л. с. на базе разрабатываемого УГКМ нового дизеля ЧН 26,5/31 (Д500). Его появление уже не за горами.


Материал подготовил
Ю. Запевалов


Лев Сушкин (1912–1943 гг.), герой Великой Отечественной войны, капитан 2-го ранга. Родился в Коломне. В 1929 году окончил 9 классов школы № 9. Работал слесарем на Коломзаводе. В 1930 году по спецнабору ЦК ВЛКСМ призван на службу, зачислен курсантом Военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Служил на Тихоокеанском флоте. Командовал подводной лодкой «С-55». Награжден двумя орденами Красного Знамени. Погиб 29 декабря 1943 года при выполнении боевого задания


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: