Под коломной найдена монета с «батыевой печатью»


Под коломной найдена монета с «батыевой печатью»


Из всех подмосковных городов Коломна более других может претендовать на звание города-музея. Обилие памятников истории и архитектуры, сохранившийся дух древности, колорит старого города создают особую атмосферу. Естественно, в таком городе под пылью веков хранится не одна легенда. Сегодня хочется вспомнить одну из самых древних.


Мало кто из коломенцев, хоть немного интересовавшихся историей города, не слышал про «батыеву печать». Так называют барельеф церкви Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах, изображающий единорога (также его называют коломенским зверем). Кстати, сегодня оригинал барельефа находится в краеведческом музее, а в церковной стене – его копия. Легенда рассказывает, как в январе 1238 года в жестоком и кровопролитном сражении возле Коломны погибают сын Чингисхана Кюльхан и князь Роман Рязанский. Батый был восхищен мужеством русского воина и приказал похоронить его согласно всем православным обычаям. На могиле героя хан решает установить свой охранный знак, дабы монголы впоследствии не осмелились осквернить ее, и водружает там камень с изображением единорога. Это и есть так называемая печать Батыя. В фундамент церкви охранный знак знаменитого монгольского полководца был перенесен в начале XIV века, при ее строительстве.


Интересно, что первое упоминание о «батыевой печати» встречается в сочинении Николая Писарева «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», датированном 1844 годом. Долгое время историю о князе Романе и Батые ученые считали вымыслом, а изображение единорога (или василиска) относили к мастерству владимирских зодчих. Так, в одной из своих работ историк и археолог Николай Воронин версию о «батыевой печати» называет «фантастической гипотезой», однако и в причастности к происхождению барельефа владимирских мастеров сомневается: «Во владимирской пластике мы единорога не встречаем. Фактура и стиль резьбы также несравнимы с владимирскими: фигура почти лишена дополнительной разделки и своей ровной округлостью напоминает народную деревянную резьбу; только поперечные штрихи намечают как бы седло, увеличивая сходство с народными «кониками». Налицо значительный отход от искусства XII века в сторону народного упрощения образа».


Иные исследователи полагают, что барельеф с изображением единорога изначально находился в храме, существовавшем в этих местах еще в домонгольское время, обосновывая это тем, что «захоронить со всеми полагающимися почестями» означает не что иное, как захоронение в церковной обители. Конечно, вряд ли это был каменный храм, скорее всего, деревянный. А барельеф служил надгробием. Вероятнее всего, позднее на месте деревянной церкви решили возвести каменный храм, а барельеф в процессе строительства был перенесен в его стену.


В любом случае каждая из гипотез имеет право на существование. Важно одно: на коломенской земле появился единорог, и, возможно, при участии знаменитого монгольского полководца. Недаром некоторые исследователи всерьез рассматривают версию о печати Батыя и уверены в том, что единорог как некий символ Коломны существует со стародавних времен.


Давний друг нашей газеты Михаил Амосов, страстный нумизмат и скрупулезный исследователь, считает, что легенда о «батыевой печати» родилась не на пустом месте, ведь, как говорится, дыма без огня не бывает. Подобное предположение, как могут подумать скептики, появилось не просто так. К такому утверждению Михаила привела цепь событий, произошедших в жизни коломенского нумизмата совсем недавно.


Нынешней осенью в коллекцию Михаила попала найденная незадолго до этого в Коломенском районе монета с изображением «зверя». Исследователю и невооруженным глазом стало очевидно сходство рисунка с барельефом церкви Зачатия Иоанна Предтечи. Это был единорог, коломенский зверь.


Как опытный нумизмат, Михаил знал, что монеты с изображением зверей изначально относят к владимирским надчеканам. Однако штемпель этой монеты по своей стилистике явно отличался от владимирских, рисунок никоим образом не был похож на привычных для владимирских монет львов (или барсов) и лошадей. Зато он был очень похож на единорога.


Найденная монета на сегодняшний день единственная в своем роде. Она не атрибутирована. А так как нашли ее на коломенской земле, то практически портретное сходство ее рисунка с коломенским зверем вполне логично. Чтобы подтвердить свою догадку, Михаил обратился к своим старым знакомым в отделе нумизматики Государственного исторического музея, отправив им фотографии барельефа и саму монету. Конечно, утверждать на 100 процентов, что выдвинутая Михаилом теория верна, ученым трудно. Ведь материала для исследований крайне мало. Справедливости ради надо сказать, что существуют еще две монеты – полуденьги с подобными изображениями, также неатрибутированные, которые в свое время были обнаружены под Коломной и Калугой. Монета из коллекции Михаила – находка уже более серьезная, единственная загвоздка – ее единичность. Выполнена денежная единица на дирхеме и имела изначальный вес в 1,5 грамма, позднее она была обрезана под московскую стопу в 1 грамм, из чего исследователи делают вывод, что появилась она в самом начале чеканки монет, примерно в 1370-е годы. Отметим, что чуть позже, опять же по версии Михаила, на коломенской земле появляется еще одна монета с изображением единорога – коломенская деньга (наша газета писала об этом в № 30 от 27 апреля 2011 года. — Ред.). Стоит вспомнить и о перстне Ивана Грозного с изображением этого зверя, появившемся у царя после захвата Казани и присоединения ее в 1552 году к Московскому государству, а войско на Казанское ханство Грозный, как известно, собирал в Коломне. Также изображение единорога во время правления Петра Первого хранила еще одна церковь – Троицы живоначальной, расположенной в селе Дединове. Все эти факты, убежден Михаил, говорят только об одном: единорог, или коломенский зверь, как символ города существует очень давно и действительно является его охранным знаком. Именно поэтому исследователь уверен, что история о «батыевой печати» содержит в себе пусть и крупицу, но правды.


Так, если Михаил прав, очевидно, стоит задуматься о сохранности столь древнего символа нашего города, пока он сам по себе не стал еще одной пусть и красивой, но легендой.


В. Агафонова


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: