Сотрудники патрульно-постовой службы органов внутренних дел РФ отмечают свой профессиональный праздник



Одним из самых крупных подразделений МВД России является патрульно-постовая служба, отмечающая 2 сентября свой праздник. История его возникновения связана с созданием в НКВД «Инструкции постовому милиционеру» в 1923 году. С этого исторического момента и начат отсчет деятельности патрульно-постовой службы. К лету 1926 года подразделения патрульно-постовой службы появились практически во всех городах. С тех пор сотрудники ППС мужественно и самоотверженно выполняют свою работу, обеспечивая общественное спокойствие и поддержание правопорядка.


В преддверии дня образования патрульно-постовой службы в органах внутренних дел мы встретились с полковником милиции в отставке Александром Гусаровым, который прошел путь от постового до полковника.



Основа основ


В милицию А. Гусаров пришел служить в 1974 году, а до этого времени он семь лет проработал водителем в автоколонне 1417, причем имеет 3-й разряд по автоспорту и не раз становился призером автопробега по Золотому кольцу.


Возможно, через какое-то время Александр Михайлович стал бы директором автоколонны, но случилось так, что на очередном партийном собрании его, как самого достойного кандидата, рекомендовали для службы в органах внутренних дел на должность постового милиционера-водителя.


– Когда я пришел в милицию, для меня ничего нового не было, главное – крутить баранку, смотреть на дорогу и не нарушать правила, – вспоминает А. Гусаров. – Позже меня перевели в патрульно-постовую службу.


Работа заключалась в обеспечении безопасности граждан, охране общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений. А для этого необходимо было не только хорошо знать свой участок.


– Нужно было постоянно встречаться с людьми и общаться, – сказал А. Гусаров. – Наша работа – это постоянный контакт с населением, если этого не будет, то и работы никакой не будет. Даже самый умный сотрудник правоохранительных органов не может охватить все, а видеокамеры не дают всех возможностей, чтобы задержать или определить преступника. А вот живое общение с жителями поможет установить тонкости и приметы, которые камера не успела зафиксировать.


По словам полковника милиции, ППС – это основа всех служб в управлениях и отделах, это служба, с которой начинается работа и участкового, и уголовного розыска, и отдела по делам несовершеннолетних.



Кузница кадров


Проработав недолго сотрудником ППС, Александр Михайлович стал командиром взвода и получил звание младшего лейтенанта милиции. В подчинении у него было 30 человек, которые впоследствии заняли высокие должности.


– Патрульно-постовая служба – это кузница кадров, – сказал А. Гусаров. – Если человек хорошо и добросовестно относится к выполнению своих обязанностей, его заметят. Сотрудник ППС должен знать: какая бы обстановка ни была, в каком бы состоянии он ни находился сам, необходимо найти возможность оказать помощь своему сослуживцу или тому человеку, который попал в беду. Я всегда говорил подчиненным: надо щадить жизнь и оказывать помощь так, чтобы самому остаться живым и не навредить преступнику.


По словам А. Гусарова, если человек трудился с полной отдачей, то и руководство ему помогало. Благодаря своей настойчивости и устремленности около 80% сотрудников ППС стали в дальнейшем участковыми, руководителями управлений или отделов, сыщиками и т.д. Если человек попадает в ППС, то он либо остается в органах навсегда, либо в течение 2–3 лет уходит. Только там идет наработка приемов и накопление опыта. Это знаковая служба, с которой начинается любой расследование или предотвращение преступления.



Как было


Как рассказал А. Гусаров, патрульно-постовая служба сейчас стала немного другой. Тогда, по его словам, было меньше людей, имеющих высшее или среднее техническое образование, а если человек окончил 10 классов, то считалось, что он получил достаточно знаний для жизни. Но за последние 20 лет ситуация изменилась, и высшее образование не имеют только единицы.


Современное состояние материально-технической базы тоже отличается от того, что было раньше.


– В то время ППС была плохо оснащена радиостанциями. Тогда они были совершенно другие, слабее, чем сейчас, – вспоминает Александр Михайлович. – В мороз мы носили их под шинелями. Надеваешь шинель, а рацию вовнутрь, чтобы аккумулятор не садился. Если сейчас радиостанция накрывает весь город, то тогда она «брала» лишь 1,5–2 км, а телефонов не было совсем. Мы заходили в ближайшие организации и звонили, если это было нужно. Нас все знали и знали, где примерно мы находимся. Мы приходили, например, в ДК и говорили, куда пойдем дальше. Мы были очень близки к народу, очень!


Вместе с мото- и автопатрулем пеший патруль нес свою службу на определенном участке. Самыми сложными были участки с большим скоплением людей. Массовых мероприятий, как сейчас, тогда не было, но зато были танцы. Открытые танцевальные площадки располагались в парке Мира, в сквере у ДК «Коломна» (тогда ДК «Ленина»), в сквере на ул. Гражданской.


– Туда приходили курсанты КВАКУ, а наши девчонки за них выходили замуж, – рассказывает А. Гусаров. – Танцевальные площадки были забиты, но самая большая находилась в сквере у бывшего кинотеатра им. Зайцева. Там всегда были какие-то неприятности и драки из-за девочек. На проходных стоял сотрудник ППС и не пропускал на танцы людей, которые очень часто совершали правонарушения. И для того, чтобы снова попасть на танцплощадку, правонарушитель должен был «отработать», обеспечивая охрану порядка. Он смотрел, кто как себя ведет, подходил, предупреждал, а мы все это видели. Только потом мы давали ему разрешение идти на танцы.





Психологические приёмы


По словам полковника в отставке, основная цель сотрудников ППС заключается не в том, чтобы задержать преступника, а в том, чтобы направить человека на верный путь. Человек должен понимать, что именно благодаря сотрудникам ППС он не нарушил закон.


– Например, человек бросил окурок. Можно спокойно отвести его в сторону и попросить поднять окурок и бросить в урну, объяснить, что может возникнуть пожар. А можно сразу: «Ну, ты, иди подбери!», а с ним рядом девчонка. Как парень себя поведет? Он уже не герой перед ней.


Будучи начальником управления,
А. Гусаров лично принимал участие в задержании преступников, где приходилось применять смекалку и хитрость. Отсиживаться и просто руководить процессом было не в его правилах.


– Однажды мы выезжали в д. Семеновское на задержание: мужчина хотел распилить свою жену. Я взял с собой командира взвода, двух постовых и водителя. Мы приехали, а дом закрыт. Народу полдеревни собралось. Посмотрели в окно: женщина привязана к лавке. А муж говорит: «Да вы не волнуйтесь, пилить не буду, я ее зарублю». Ребята стали как положено, я вышиб дверь. Передо мной мужчина с двумя топорами стоит. Я применил приемы самообороны, которым меня учили, перекинул его через себя, выбил один топор. Мы вместе упали, а мои подчиненные вовремя набросились и скрутили преступ­ника, правда, он успел поранить меня. А у какого милиционера нет таких простых ран? Почти у каждого.


А. Гусаров может вспомнить не один такой случай. И всегда это особый подход к ситуации, риск, это «незримый бой» и желание помочь людям, попавшим в беду.



Главное – ценить людей


Вспоминая свою службу, Александр Михайлович отметил, что самое главное, чему она научила, – это отношение к людям. Научила ценить и уважать своих сослуживцев и коллег, помогать друг другу, потому что вся работа и жизнь зависят от того, кто рядом.


– Когда я был командиром роты, ко мне вся рота приходила и мы отмечали День рождения. У меня стоит самовар, на котором написано: «Командиру роты от личного состава. Когда будет необходимо, позвони, придем на помощь». Некоторые скажут, что это всего лишь железка. Нет, это не железка. Это значит, что общество, коллектив тебя уважает.


В свою очередь, А. Гусаров всегда поощрял своих сотрудников и направлял благодарственные письма родителям или жене.


По его словам, сотрудник ППС должен быть добрым, умным, смелым. Прежде, чем применить прием, должен подумать. Ведь принести вред – это одно, а защитить себя – другое. Подчиненным он всегда говорил, что ему не нужен сотрудник, у которого кулак как кувалда, а нужен человек, который бы сначала думал, а потом делал.


– Своим коллегам желаю, чтобы они всегда, выходя из дома, вернулись такими же домой и несли службу так, чтобы гости города уехали необиженные, а жители всегда с благодарностью отмечали, что они спокойно пришли домой. Мне приятно, что сотрудники Коломенского управления внутренних дел очень тактично и культурно разговаривают с населением, хорошо выполняют свои обязанности и делают все, чтобы наш город спал спокойно.



Т. СОЛОВЬЁВА