Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) ждёт абитуриентов

Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) ждёт абитуриентов


Вот уже которую весну подряд по городу начинают расползаться слухи о том, что Коломенский институт Университета машиностроения со дня на день будет закрыт. Что является причиной ежегодных «народных волнений» и нет ли в действительности каких-либо предпосылок для ликвидации вуза почти с 60-летней историей, мы узнали у первых лиц учебного заведения.


Как выяснилось, руководство вуза эти с завидной регулярностью возникающие разговоры о его закрытии уже давно не удивляют. Однако сказать, что в институте совершенно не обращают на них внимания, тоже нельзя. И для этого есть вполне определенные причины. По словам декана инженерно-экономического факультета Натальи Мурзак, о якобы грядущем закрытии вуза в этом году, например, его сотрудники узнали в ходе проведения дня открытых дверей. И отнюдь не от дирекции. Такой информацией «поделились» родители нескольких потенциальных абитуриентов.


– Для нас это стало тревожным звонком, ведь если родители задают вопросы о закрытии вуза, значит, слухи об этом вновь набирают обороты. А это портит нашу репутацию, – отметила Н. Мурзак. – Еще меньше радует тот факт, что всякий раз эти разговоры возникают именно на этапе набора будущих студентов.


Разумеется, в вузе уже давно начали задумываться о том, какова же подоплека возникновения этих негативных моментов, и сделали для себя несколько не слишком приятных выводов. Так, самой безобидной причиной возобновления разговоров о возможном закрытии института здесь считают искаженное толкование информации о реорганизации головного вуза, филиалом которого является коломенский институт машиностроения. Стоит отметить, что реорганизация головного вуза – университета машиностроения (МАМИ) – связана не с ограничением его деятельности на рынке образовательных услуг, а, наоборот, с расширением в связи с включением в состав МАМИ еще 4 университетов. А вот второй причиной и, пожалуй, самой неприятной, вполне может быть нечестная конкурентная борьба. Давайте разбираться по порядку.


Прежде всего предлагаем задаться вопросом: что же страшного и непоправимого в том, что головной вуз пребывает в стадии реорганизации? В общем-то, ничего. Как это может сказаться на работе коломенского филиала? По логике никак. Институт, который шесть десятков лет является кузницей кадров для крупнейших предприятий города, в числе которых ОАО «НПК «КБМ», ОАО «ВНИКТИ», ОАО «Коломенский завод», ОАО «Порт Коломна», будет и далее заниматься подготовкой квалифицированных инженеров, экономистов и менеджеров. И для этого в его арсенале есть все. Есть договоры на подготовку инженерных кадров, заключенные с Коломенским заводом. Есть целевые места для подготовки инженерных кадров, которые ежегодно выделяет КБМ. И что самое главное, как нам кажется, у института есть мощная поддержка целого ряда предприятий, заинтересованных в трудоустройстве его выпускников.


– Отдельные предприятия поддерживают наших студентов стипендиями. Руководство КБМ, например, учредило стипендию имени Василия Улыбина, которая составляет 7 тысяч рублей. Коломзавод тоже платит нашим студентам стипендии, размер которых зависит от их успеваемости, – рассказала Н. Мурзак. – Кроме того, все наши студенты проходят практику не только на крупных коломенских предприятиях, но и на предприятиях малого и среднего бизнеса. Наши будущие экономисты и менеджеры, например, сегодня стажируются в налоговой инспекции, где консультируют людей по заполнению деклараций по налогу на имущество.


Не секрет и то, что по окончании вуза большинство выпускников трудоустраивается на этих самых предприятиях и со временем превращается в настоящих специалистов. С 2010 года, к слову, 8 выпускников коломенского института (а ныне сотрудники КБМ) за передовые научно-технические и производственно-технологические достижения, обеспечившие улучшение качества, боевой эффективности и конкурентоспособности вооружения, военной, специальной и инновационной техники, были удостоены стипендий президента РФ. Двое из них заняли призовые места на последней научно-технической конференции молодых специалистов. Лучшим молодым специалистом КБМ в 2014 году также признан выпускник КИ (ф) МАМИ.


Весьма неплох, как нам кажется, и тот факт, что представители крупных коломенских предприятий нередко участвуют в самом образовательном процессе. Так, доктор технических наук, заместитель отделения КБМ Валерий Новиков читает курсы «Моделирование систем управления», «Математические основы теории систем». Также на базе этого предприятия студенты института постигают азы профессии токаря. Авторские лекции по газотурбовозам в вузе читает генеральный директор ВНИКТИ Валерий Коссов. Председательствует в государственной аттестационной комиссии, обеспечивает прохождение практики на своем предприятии, а также ведет студенческие научные лаборатории и помогает реализовывать различные педагогические идеи главный конструктор Коломенского завода по машиностроению Валерий Рыжов.


Полагаем, что перечислили достаточно фактов, которые как напрямую, так и косвенно свидетельствуют о том, что реорганизация головного вуза, связанная со входом в его состав еще 4 университетов, никак не может поспособствовать закрытию его филиала. Согласитесь, закрывать вуз, который качественно работает, по меньшей мере, глупо и недальновидно!


Сейчас институт проходит государственную аккредитацию. Это стандартная процедура, с которой каждый вуз сталкивается раз в 5 лет. Оснований предполагать, что в его работе Рособрнадзор обнаружит какие-то серьезные нарушения и тем самым приостановит работу института, нет. Учебное заведение полностью профинансировано на весь бюджетный год, ему выделено 55 бюджетных мест на инженерные специальности.


Что же касается нечестной конкурентной борьбы, то эта версия возникновения слухов о закрытии вуза выглядит менее жизнеспособной. Однако окончательно исключать ее тоже не стоит. Это раньше грязной информационной войны в высшей школе не было, а сегодня в борьбе за абитуриента все средства хороши, в том числе и распространение недостоверной информации. Такие методы нечестной конкурентной борьбы, как правило, используются теми, кто не уверен в своих позициях и, чтобы не потерять абитуриента, готов распространять ложную информацию о своем более сильном конкуренте.


Как бы там ни было, нам кажется, что пришло время раз и навсегда поставить точку в истории с мнимым закрытием Коломенского института машиностроения. И сделать это мы предложили заместителю директора по научной работе, организации практического обучения и связям с общественностью, декану факультета управления и права Михаилу Сергомасову.


– Чтобы закрыть высшее учебное заведение федерального подчинения требуется соответствующее постановление правительства. Наш вуз является единственным институтом федерального подчинения на всем юго-востоке Московской области. Главным образом он готовит специалистов для оборонно-промышленного комплекса. В силу поставленных правительством задач по импортозамещению подготовка специалистов в нашем вузе становится как никогда актуальной, – отметил М. Сергомасов. – Ну а то, что Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) находится в стадии реорганизации, это отнюдь не секрет. Сейчас активно идет процесс оптимизации и реорганизации многих московских вузов федерального подчинения. Действительно, к головному вузу присоединено 4 крупных московских университета и вопрос о каких-то предпосылках для того, чтобы закрыть наш вуз, не поднимается.


По словам замдиректора по научной работе, институт готовится отмечать свой юбилей – 25 мая вузу исполнится 60 лет. К слову, за все время своего существования институт подготовил более 13 тысяч специалистов и не намерен останавливаться на достигнутом.


– Мы гордимся нашими выпускниками, многие из которых добились значительных успехов, занимают высокие посты на ведущих предприятиях Коломны, – подчеркнул М. Сергомасов. – Чтобы развеять слухи о нашем закрытии, скажу, что пока работает КБМ, Коломзавод и ряд других промышленных предприятий, будет функционировать и Коломенский институт Университета машиностроения. Мы неразрывно связаны с базовыми предприятиями, где подавляющий процент инженерно-технических работников – это наши выпускники. Могу отметить, что интерес к нашим выпускникам со стороны коломенских предприятий постоянно возрастает и мы как никогда чувствуем их поддержку.


Полностью подтверждают слова замдиректора по научной работе института и представители двух серьезных коломенских предприятий – ОАО «НПК «КБМ» и ОАО «Коломенский завод».


– КБМ ежегодно принимает 60–70 молодых специалистов, выпускников различных вузов. Примерно половину новобранцев, как правило, составляют вчерашние студенты Коломенского института машиностроения. Подавляющее большинство из них работает в наших производственных и конструкторских подразделениях. И если вдруг в институте перестанут готовить инженеров, мы сразу почувствуем дефицит специалистов. Прежде всего, технологов. Ведь многие наши ведущие технологи – выпускники Коломенского института МАМИ. На данный момент в Коломенском институте машиностроения учатся 34 студента, которые заключили с КБМ договор о целевом обучении, – отметил начальник отдела подготовки кадров ОАО «НПК «КБМ» Иван Лошин. – В институте работает аспирантура по специальностям, связанным с развитием современных технологий. Для нас это очень важно, так как разработка высокоточного управляемого ракетного вооружения основана на новейших достижениях науки и техники. Без собственных научных работников нам не обойтись. У нас с институтом давние дружеские и партнерские отношения, вуз является для предприятия хорошим подспорьем. Надеюсь, сотрудничество с ним будет расти и развиваться.


На тех же позициях стоит и другое предприятие – ОАО «Коломенский завод».


– Мы действительно нуждаемся в специалистах-инженерах, которых готовят в институтах нашего профиля, таких, как МГТУ им. Н. Баумана, МАДИ, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский, Челябинский и Новочеркасский политехнические вузы. И естественно, МАМИ, филиалом которого является наш институт. К сожалению, сегодня мы лишились возможности получать кадры из Бауманки и других серьезных профильных вузов. Студенты, которые получают образование в этих учебных заведениях, крайне редко приезжают работать в Коломну. Поэтому нам остается рассчитывать на достойные кадры из местного вуза, и мы серьезно заинтересованы в том, чтобы институт готовил хороших специалистов, и готовы помогать ему в этом, – отметил главный конструктор по машиностроению ОАО «Коломенский завод», кандидат технических наук, лауреат премии Правительства РФ Валерий Рыжов. – Если же Коломенский машиностроительный институт прекратит свое существование, то на первых порах мы, конечно же, обойдемся без его выпускников. Но не пройдет и года, как мы остро почувствуем на себе, что институт закрылся. Начнется разрушение конструкторской школы, не будет смены, исчезнет школа, значит, исчезнет и сам завод.


Так стоит ли доверять слухам о скором закрытии вуза? На наш взгляд, об этом стоит раз и навсегда забыть. Во всяком случае, до тех пор, пока об этом не скажут официальные лица.


Н. КОРЕНКОВА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: