Все «за» и «против» автомобильного движения через новую понтонную переправу на Москве-реке близ села Старое Бобренево

Все «за» и «против» автомобильного движения через новую понтонную переправу на Москве-реке близ села Старое Бобренево


Наша газета уже писала о том, что 25 сентября после реконструкции был официально открыт понтонный Бобреневский мост. Новая переправа спроектирована специально для проезда автотранспорта, однако до сих пор продолжает функционировать только как пешеходная.


«Разбор» мостов


Шел я верхом, шел я низом,


Строил мост в социализм,


Не достроил и устал


И уселся у моста.


В. Маяковский


Транспортные пути на любой территории зачастую складываются исторически. И наш город не исключение. Пожилые коломенцы да и старейшие жители Коломенского района не дадут соврать, что въехать в город много десятилетий подряд можно было лишь по трем мостам. По двум капитальным — Щуровскому через Оку и мосту через Коломенку — и по одному понтонному, Митяевскому, который жители района именуют Парфентьевским. Когда-то, почти 100 лет назад, в этот список входил и Бобреневский мост, соединявший центральную часть Коломны и село Бобренево.


Стоит заметить, что на этом месте никогда не было постоянного моста, всегда были наплавные. Это связано с тем, что Бобреневский монастырь во время войны имел значение сторожевого пункта. Как только в монастыре подавали сигнал о приближении врага, жители города разводили мостовое сооружение, чтобы враг не попал в Коломну. А передвигались по нему исключительно на гужевом транспорте. Кстати, Бобреневское сооружение раздвигается довольно необычно: оно полностью уходит к берегу и так же возвращается. Теперь уже никто и не дознается, по какой причине наши предки сделали разводную конструкцию именно такой. По неподтвержденной информации, для транспортного движения мост был закрыт в первой половине XX века. С тех пор Бобреневский мост работал исключительно как пешеходный.


И горожан, и жителей района такое положение дел устраивало. По крайней мере, демонстраций по поводу «перепрофилирования» наплавного моста никто никогда не проводил. Однако в прошлом году транспортная обстановка в Коломне резко изменилась. Начавшаяся в ноябре 2011 года реконструкция моста через Коломенку создала, что греха таить, проблемы для автомобилистов. Пробки с тех пор стали для Коломны нормой. Ведь в это же время и Митяевская переправа начала функционировать с перебоями. Здесь, правда, никогда не обходилось без проблем, особенно в период половодья. Ранней весной понтонный мост в Митяеве снимали регулярно: иначе бы его попросту сносило с места шугой. Автолюбители ругали мост, но с этими техническими нюансами приходилось мириться. К тому же оставался мост через Коломенку. Но, когда сразу два моста резко снизили свою пропускную способность, население занервничало. Понятно, что все с нетерпением ждали, когда в городе завершится ремонт старейшей коломенской понтонной переправы — Бобреневского моста. Его ведь обещали открыть уже как автомобильный…


Я над речкой лежу, оба берега держу


Реконструкция Бобреневского моста была широко разрекламирована в местных СМИ. Называлась затраченная сумма (180 млн рублей), выделенная из бюджета Московской области. Стало известно, что новый наплавной мост был изготовлен в Белгородской и Нижегородской областях. А его габариты, достаточные для пропуска транспорта грузоподъемностью не выше 3,5 тонны (длина моста —126 м, ширина —11,7 ми 7-метровая полоса двусторонней автодороги), внушали автомобилистам уверенность, что теперь они смогут сократить путь на 10–15 км, добираясь до Коломны из Коломенского района. Однако не тут-то было.


Уже на торжественном открытии моста стало понятно, что, несмотря на модернизацию переправы, ездить по ней (по крайней мере в ближайшее время) никто не будет. Городская администрация сказала по этому поводу свое решительное «нет». А серьезность своего решения подтвердила, проигнорировав церемонию запуска Бобреневского моста в эксплуатацию. Получилось, что открывали мост лишь в присутствии властей Коломенского района, жителей окрестных сел и деревень и нескольких коломенцев, проживающих недалеко. Пришедшие к переправе горожане, кстати, полностью поддержали позицию администрации Коломны: им не хотелось, чтобы через мост пустили транспортный поток.


Присутствовавший на открытии переправы глава Коломенского района Николай Оттясов как мог попытался сгладить ситуацию и даже произнес пламенную речь:


— Любое строительство, будь то дорога, мост или дом, производится для людей. Поэтому, как народ решит, так и будет. Может, референдум надо провести? Ведь всегда есть два мнения: кто-то недоволен, кто-то доволен. Это нормальное явление. Но не нужно навязывать свое мнение другим. Думаю, надо встретиться двум главам, депутатским корпусам и договориться. А потом уже организовывать публичные слушания. Если мы не договоримся, то все это не имеет смысла. Главное, что мост сделан, что он есть. И в крайнем случае, если что-то случится, всегда можно открыть этот мост и пустить личный транспорт, маршрутное такси, чтобы отвезти и привезти людей. А транспортные проблемы должны скоро решиться, как только пройдет реконструкция Митяевского моста.


Правда, город, кажется, Н. Оттясова так и не услышал. Как, кстати, и районные власти не услышали мнения администрации Коломны. Ведь не секрет (и об этом сообщается на официальном сайте Коломенского района), что еще 1 августа руководителю районной администрации Борису Полынскому пришло письмо с информацией, что администрация Коломны не согласовала проектную документацию реконструкции Бобреневской переправы. А значит, проект без согласия города реализовывать нельзя. Правда, к тому времени мост уже монтировали и даже сообщалось, что в сентябре его запустят в эксплуатацию. В общем, явно патовый процесс уже было не остановить.


«Битва» за переправу


В конце сентября стало понятно, что, пока администрации договаривались, жители города и района разбились на два противоборствующих лагеря. Одни считали, что раз мост построен, то его нужно эксплуатировать в полную силу и транспорт по нему все-таки пустить. Другие были убеждены, что бобреневская переправа должна и дальше функционировать в пешеходном варианте. Самая серьезная словесная война развернулась на сайтах коломенских организаций и СМИ. Сторонники и противники открытия на Бобреневском мосту автомобильного движения присылали целые петиции.


Например, «против» выступил благотворительный фонд «Коломенский кремль», от имени инициативной группы он выложил на своем сайте обращение к главе Коломны Валерию Шувалову и председателю Совета депутатов города Николаю Сиделеву. Вот выдержки из этого обращения: «Общественность Коломны крайне озабочена возможностью открытия автомобильного движения по Бобреневскому понтонному мосту… Разводной мост через Москву-реку соединяет уникальную ландшафтную территорию, примыкающую к Бобреневу монастырю, и улицу Зайцева, проходящую по Старому городу. В утвержденном генеральном плане развития города эта улица на участке от Пятницких ворот Коломенского кремля до реки Москвы является пешеходной. Проект генерального плана прошел обсуждение на публичных слушаниях и стал результатом коллективного мнения коломенцев и проектировщиков. Открытие автомобильного движения по Бобреневскому мосту в реальности может превратить улицу Зайцева и прилегающие к ней улицы в дороги с высокой интенсивностью движения. К подобной нагрузке наш Старый город, спланированный 200 лет назад, совершенно не приспособлен. Однако надо думать не только о пропускной способности моста, но и о людях, которые живут в Коломенском кремле и на посаде. Интенсивное движение приведет к быстрому разрушению кладки старинных зданий. Между тем, на улице Зайцева многие дома являются памятниками архитектуры регионального значения и уже сегодня требуют капитального ремонта и реставрации».


В свою очередь, недовольные неоткрытием моста автомобилисты, районные и городские, избрали местом баталий сайты интернет-изданий и социальные сети. Через пару недель после открытия бобреневской переправы в глобальной сети начали появляться даже анекдоты и шутки на «мостовую» тему. Некоторые были на грани фола. Например, эта: «Бюджетная организация «Общество Ограниченных Без Всякой
ответственности» — «У реки два берега» предлагает услугу прокатиться за бесплатно на самом дорогом аттракционе в регионе. Обращаться по адресу: Московская область, река Москва, автодорога Коломна – Хорошово, понтонный мост. Посадка – высадка с любой стороны. Наш девиз: «Все для Вас».


«Вы на чьей стороне? Я — на стороне моста»


Были, конечно, и более конструктивные мысли. Те, кто выступал за открытие движения по мосту, в качестве аргументов выдвигали: значительное сокращение расстояния для автомобилистов; сокращение времени, потраченного на поездки из города и обратно; огромную сумму, израсходованную впустую, если мост так и не откроют; право жителей района пользоваться теми же «благами цивилизации», что и у коломенцев. Противники же утверждали, что открытие движения приведет к транспортному коллапсу и многочисленным ДТП в Старом городе. Во-первых, именно здесь находится один из самых крутых подъемов дороги в Коломне. Во-вторых, здесь слишком узкие улицы и почти полное отсутствие тротуаров. В-третьих, прямо после подъема от Бобреневского моста, на повороте, находится школа № 7, о безопасности учеников которой почему-то никто не подумал, как, кстати, и о безопасности людей, проживающих на соседних улицах. Тут и сегодня существуют серьезные проблемы — число ДТП, происходящих в старой Коломне, с каждым годом лишь увеличивается, а новый транспортный поток лишь усугубит ситуацию. В-четвертых, движение транспорта в Старом городе может привести к разрушению исторических зданий, многие из которых памятники регионального и федерального значения. В-пятых, ул. Зайцева является местом проведения общегородских праздников, и здесь несколько раз в год перекрывается движение. В-шестых, существуют планы по превращению ул. Зайцева в пешеходную зону.


По-своему все «за» и «против» логичны и понятны. Одно не ясно, на чьей стороне окажется правда. Но ведь решение-то рано или поздно принимать придется…


Не так давно корреспонденту нашего издания удалось узнать мнение на этот счет главы Коломны Валерия Шувалова. Объезжая город с инспекцией, мэр как раз остановился у строящегося моста через Коломенку и был готов говорить на эту тему весьма откровенно:


- Большая часть населения против того, чтобы открывать Бобреневский мост для движения автотранспорта. Этот мост много лет не работал как автомобильный. Да и не создан он для этого. Одни проблемы: весна, разлив, интенсивное движение барж по реке. Мост постоянно то сводят, то разводят. Откроем мост, приедут машины скорой помощи и пожарные и вынуждены будут ждать. Со временем через Бобреневский мост хлынет поток машин. А место там узкое, территория не приспособлена для транспорта. Откроем, значит, создадим только неудобства и для транспорта, и для людей. Давайте, в конце концов, вспомним, что мы всю свою жизнь ездили по мосту через Коломенку (кстати, 22 октября было открыто движение в обе стороны по одной полосе этого моста. — Ред. «В — О») и в Митяеве. Вот откроем первый после ремонта, затем пройдет капремонт Митяевского моста. Сейчас уже идут подготовительные работы, а сама реконструкция начнется в декабре, после окончания навигации. И по Митяевскому мосту будет организовано движение автобусов и машин любой грузоподъемности.


Может, действительно не стоит пока устраивать гражданскую войну по поводу Бобреневского моста? Может, стоит подождать, пока откроются после реконструкции привычные всем нам переправы? Ведь, в сущности, как нам кажется, дело-то не в том, что Бобреневский мост так уж нужен в качестве автомобильного. Люди всего лишь неожиданно оказались выведенными из своей комфортной зоны — затруднения при въезде и выезде из города создали панику. Не лучше ли остановиться, успокоиться и подумать, чем ломать транспортную схему города, складывавшуюся больше века?


P.S.: На прошлой неделе стало известно, что глава Коломенского района Н. Оттясов обратился с письмом к главе Коломны В. Шувалову и председателю городского Совета депутатов Н. Сиделеву.


Ссылаясь на многочисленные обращения местных жителей, глава района пишет: «Уважаемые Валерий Иванович и Николай Николаевич, прошу Вас для обеспечения транспортного обслуживания жителей наших муниципальных образований рассмотреть вопрос о проезде автобусов малой вместимости и легкового транспорта по территории городского округа Коломна через Бобреневский наплавной мост».


Удивительно, но, составляя это письмо, Н. Оттясов, видимо, подзабыл историю, случившуюся порядка 10 лет назад. А вот мы помним, что, едва вступив в должность главы Коломенского района, Николай Михайлович активно занялся темой строительства
объездной дороги в Радужном. Вернее, «благодаря» его вмешательству попасть с объездной трассы в поселок стало невозможно: эстакады перекрыли. И именно по его инициативе тогда были перекроены некоторые привычные для местных жителей транспортные пути, а автобусы пустили в объезд Радужного, через Никульскую гору. Но почему-то эту свою ошибку 10-летней давности глава района теперь пробует решить за счет коломенцев, построив мост в обход городской администрации и добиваясь пуска через него легкового транспорта и маршруток.


М. Владова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: